Использование стеклошариков при разметке дороги
Правильно организованная дорожная разметка способствует безопасному движению транспортных средств и заметно сокращает количество ДТП. Одна из ее главных задач — придать уверенности водителям и пешеходам в разных дорожных и погодных условиях: плохая видимость из-за тумана или осадков, ночь, ремонтные работы и многое другое.
Основные требования к современной дорожной разметке — это:
- четкость, ровность и максимально точная геометрия линий;
- устойчивость к истиранию на любом типе дорожного полотна;
- использование при нанесении экологически безопасных материалов;
- соблюдение действующих норм и правил (ГОСТ, ТУ, СНиП).
Разновидностей разметок много и каждая из них выполняет свою непосредственную задачу:
- Дорожную разметку наносят на дороги общего пользования для навигации, безопасности и регулирования движения.
- Разметка на парковке упорядочивает движение транспорта, улучшает видимость и разграничивает линиями машиноместа.
- Разметка на территории складов и производственных цехов отделяет проезжую часть для спецтехники от пешеходных дорожек или зон со стеллажами.
- Разметка пешеходного перехода позволяет пешеходам переходить дороги и перекрестки, не бояться наезда авто около торгового центра или на придомовой территории.
Перед дорожно-коммунальными службами и другими специалистами встает закономерный вопрос, какие же материалы использовать. В последнее время вместе с краской особой популярностью начали пользоваться стеклянные микрошарики. Об их особенностях и преимуществах мы и расскажем.
Стеклошарики (СМШ) — мелкие стеклянные частицы, изготовленные в форме микросфер и по световозвращающим свойствам схожи с линзами. Принцип их работы простой: лучи рассеянного света попадают на поверхность шариков и в собранном виде возвращаются обратно. За счет этого и увеличивается видимость на дороге ночью в несколько раз.
Оптимальная фракция стеклошариков для дорожной разметки — 0,106-0,600 мм. В комплекте со специальной краской они образуют оптический комплекс, который даже при плохом освещении делает дорожную разметку видимой на расстоянии 200-300 м.
Еще стеклянные шарики в составе разметки обеспечивают повышенное сцепление автомобильных шин с дорожным покрытием, а при правильном нанесении на 10-15% увеличивают срок службы самой разметки.
Основные характеристики и физико-химические свойства материала указаны в таблице:
Характеристика | Показатель |
твердость по шкале Мооса | 6,5 единиц |
количество осколков и газовых включений | до 5% |
насыпная плотность | 1,5 г/куб.см |
содержание сферических частиц | не менее 80% |
коэффициент светопреломления | 1,5-1,53 |
количество шариков несферической формы | не более 20% |
распространенные фракции | 0,100-0,200 мм, 0,106-0,600 мм, 0,180-0,850 мм, 0,300-0,400 мм, 0,425-0,850 мм |
состав | оксид кремния, оксид кальция, оксид натрия, оксид железа, оксид алюминия, оксид калия, оксид магния |

Зачем нужны стеклошарики в дорожной разметке?
Распространенный размер стеклошариков для разметки — 70-160 мкм. Они вводятся в лакокрасочный материал или термопластик перед непосредственным использованием в объеме 25-30% от общей массы. Или же стеклошариками посыпают уже готовую разметку из расчета 200-300 г на 1 кв.м. Изделия могут дополнительно обрабатываться специальными растворами для улучшения сцепления с разметочным материалом.
Почему стеклошарики начали активно использовать при разметке дорог? Ответ на этот вопрос кроется в преимуществах материала:
- высокая прочность, устойчивость к истиранию, длительный срок службы;
- сохранение изначальных свойств даже при резких перепадах температуры воздуха;
- полная химическая инертность, то есть устойчивость к химическим веществам (кислотам, солям);
- хорошая адгезия к тем материалам, которые используются для нанесения разметки;
- идеальная прозрачность при воздействии любых внешних факторов, водоотталкивающие способности;
- экологическая и эксплуатационная безопасность (шарики нетоксичные, невзрывоопасные, негорючие).
Еще один важный плюс — универсальность применения. Стеклошарики могут входить и в тонкослойную разметку, нанесенную краской, и в толстослойную разметку из двухкомпонентных составов или термопластика. От этого напрямую зависит оптимальная фракция сфер.
Кстати, в зависимости от назначения и технологии нанесения стеклянные микрошарики делятся на 4 группы:
- Для смешивания с компонентами пластичных материалов.
- Для смешивания с компонентами лакокрасочных материалов.
- Для нанесения на поверхность пластичных материалов.
- Для нанесения на поверхность лакокрасочных материалов.
Качество каждой из групп проверяется и подтверждается производителем в результате соответствующих испытаний. Они проводятся в специальных лабораторных условиях при температуре воздуха около 20 °С, относительной влажности — от 45 до 80%, атмосферном давлении — 630-800 мм рт.ст. Соответствие внешнего вида определяется визуально.
Распространенная технология использования стеклошариков при создании дорожной разметки — добавление непосредственно в краску. Их объем должен быть в пределах 20-30% от общей массы. После соединения эти два компонента тщательно перемешиваются, чтобы стеклянные сферы равномерно распространились по всей разметке.
Второй по популярности способ — нанесение материала посредством разметочных машин. В этом случае шарики вылетают из специального резервуара под давлением и с силой частично погружаются в слой свежей краски.
Основные моменты:
- средний расход стеклошариков для посыпки свеженанесенной разметки — около 250 г на 1 кв.м (при нанесении в несколько слоев расход увеличивается);
- степень погружения шариков в краску — 60-50%, соответственно, возвышаться над уровнем разметки они должны на 40-50% (если больше, то возможно повреждение транспортом; если меньше, световозвращающий эффект будет ниже);
- остатки шариков, которые не попали в пределы маркировочной разметки, в целях безопасности желательно сразу же убрать с проезжей части вручную.
Точный расход шариков можно определить только после изучения состояния дорожного полотна. Чем больше неровных и шероховатых участков, тем больше расход. Проблемные разметки автоматически увеличивают вхождение стеклошариков на 50 г/кв.м, дороги с высокой интенсивностью движения — на 100-150 г/кв.м.
Учтите, что не весь объем шариков надежно прилипает к краске — часть просто теряется. И еще один момент, увеличивающий расход: ширина распределения стеклянных шариков должна быть больше ширины самой разметки, чтобы максимально увеличить площадь рабочей зоны.
Требования по транспортировке и хранению простые: заводская упаковка без разрывов, закрытое помещение, защита от осадков и возможного загрязнения. Срок хранения указывается производителем и отсчитывается от даты изготовления материала.