Песок для дорожного строительства: основные требования, особенности применения, критерии выбора
В 2024 году планируется завершение строительства и реконструкции 212 дорог и искусственных сооружений по всей территории России. Необходимость в этом обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, заметным увеличением транспортного потока на дорогах, как в населенных пунктах, так и за их пределами. Во-вторых, активным возведением новых микрорайонов в разных городах страны. Многие строительные работы осуществляются в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Под дорожным строительством понимается возведение и капитальный ремонт магистралей федерального значения, региональных трасс, отдельных участков улично-дорожной сети, городских транспортных развязок и не только. Один из основных материалов во всех направлениях этой отрасли был и остается песок для дорожных работ. О нем мы сейчас и расскажем.
В большинстве случаев строительство современной дороги состоит из нескольких этапов и на некоторых из них обязательно используется песок. Конкретная технология выбирается, исходя из назначения дороги, трафика, механической нагрузки, других факторов. Основные этапы — это подготовка основания, засыпка промежуточных слоев, устройство верхнего покрытия.
Снимается слой почвы и укладывается насыпная подушка из песка или щебеночно-песчаной смеси толщиной около 10-20 см. Материал в обязательном порядке увлажняется и утрамбовывается.
Такая подушка выполняет сразу 3 важные функции:
- служит дренажем (отводит влагу и воду);
- снижает нагрузку на грунт;
- повышает несущую способность дорожного полотна.
Для нее подходит речной и чистый карьерный песок крупной или средней фракции, насыпной плотностью 1,3-1,5 т/м3. При выборе песка для дороги учтите, что он должен быть максимально чистым, без примесей и глины, иначе со временем это может привести к деформационным процессам.
Еще один важный критерий — коэффициент фильтрации песка для дорожного строительства. Этот показатель указывает на расстояние, которое способна пройти вода сквозь песок в течение 24 часов. Водопропускная способность зависит от фракции песка, степени его чистоты, количества примесей, интенсивности уплотнения. Средний показатель — от 1 до 20 м в сутки.
Чаще всего на этом этапе используется щебень разной фракции, но и песок также находит применение. Толщина песчаного слоя прописывается в проектной документации, а необходим он, если:
- нужно создать дополнительный компенсатор нагрузки на дорогу при интенсивной эксплуатации;
- дорожное полотно находится в местности с частыми перепадами температуры;
- требуется повышение эффективности отвода воды с территории;
- в проект входит формирование дренажных канав и обочин.
По техническим характеристикам песок для основания и песок для промежуточного слоя могут быть идентичными. Единственное, что может их отличать, — это фильтрационная способность. Здесь допускается более низкий коэффициент, особенно при обустройстве обочин.
В России верхним покрытием дороги часто служит асфальтобетон, состоящий из битума, песка, крупного наполнителя в виде щебня или гравия, минеральных и других добавок. Для обычных дорог, по которым двигается легковой транспорт, достаточно одного слоя асфальтобетона толщиной 40-50 мм. При строительстве крупных автотрасс и магистралей в большинстве случаев укладывают 3 слоя асфальта, дополнительно используя армирующую сетку и мастику. Если заведомо известно, что повышенная прочность асфальтобетону не нужна, щебень и гравий не добавляют.
При приготовлении асфальтобетона специалисты рекомендуют использовать песок разной фракции, например, средней и крупной. Средний песок будет заполнять пустоты в готовом материале, а крупный поможет добиться высоких показателей прочности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Оптимальный песок для строительства дорог, а именно устройства финишного покрытия, — это карьерный песок. За счет своей шероховатости и острых углов он обеспечивает хорошее сцепление с другими материалами при приготовлении асфальтобетонной смеси. Но важно следить, чтобы в составе количество пыли и глины не превышало 3%.
Любой песок, используемый при организации песчаной подушки, должен тщательно утрамбовываться вручную или механически. Это нужно делать для того, чтобы:
- избежать в будущем проседания песчаной массы под давлением других слоев дороги и транспорта;
- предотвратить такую потенциальную проблему, как потеря объема из-за разложения органических примесей, разрушения частиц глины, вымывания;
- вспучивание или поднятие песка сточными и грунтовыми водами.
По способу проведения уплотнение песка при строительстве дорог бывает ручным и механизированным. В первом случае специалист обычно использует деревянный брус с квадратным основанием или бревно. Но при реализации масштабных проектов трамбовка осуществляется с применением виброплощадки или специального катка. По принципу действия трамбовка может быть статической и вибрационной.
Основные факторы, влияющие на степень уплотнения песка, — это качественный и количественный состав примесей (чем чище песок, тем лучше), насыпная плотность, размер частиц и их форма.
Все качественные характеристики этого материала прописаны в ГОСТе 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» и в ряде других нормативных актов. Вы можете найти этот документ и детально ознакомиться с ним. Мы же укажем на главные параметры, которые нужно знать:
- модуль крупности — от очень мелкого (до 0,9 мм) до песка повышенной крупности (более 3,3 мм);
- класс песка для дорожного строительства — материал I класса считается более качественным за счет высоких показателей чистоты, в песок II класса могут входить пылевидные частицы и даже глина в комках;
- зерновой состав — однородность песка по фракции, которая определяется методом просеивания пробы через набор сит с конкретным диаметром отверстий;
- содержание глинистых и пылевидных частиц — оптимальный показатель составляет 1-1,5%, максимально допустимое вхождение достигает 3%;
- вхождение в состав глины в комках — количество этого компонента должно быть минимальным, так как глина негативно влияет на прочность асфальта, снижает водопропускную способность песка, ухудшает его сцепление с вяжущим веществом;
- наличие органических примесей — речь о перегное, гумусе, остатках растений, грунте, которых в составе качественного песка быть не должно.
ВАЖНО! Выбирая песок для ремонта дороги или возведения нового дорожного полотна, важно убедиться в том, что в его составе отсутствуют или находятся в очень ограниченном количестве примеси, способные вступить в нежелательную реакцию с вяжущим веществом. Это диоксид кремния, сера, гипс, слюда, галит, уголь и др.
В каталоге компании «ОПТ6» представлен только тот речной и карьерный песок для дорожного строительства, который строго соответствует основным требованиям, и это подтверждается соответствующими сертификатами качества.